vk.com/izdatspbda
Воскресенье, 22 января 2017, 21:15 Мск

Священник Михаил Легеев Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией

Есть в интернет-магазине
АвторСвященник Михаил Легеев
КатегорияКнига
ПодкатегорияУчебное пособие
НазваниеПатрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией
Год2015
Кол-во страниц592
ISBN978-5-906627-08-7
Гриф издательского советаРекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС Р15-511-0552
ОпубликованОпубликован

Аннотация

Учебное пособие по патрологии кандидата богословия священника Михаила Легеева охватывает период святоотеческой письменности Древней Церкви (I--III вв.).

Книга построена по принципу хронологического изложения материала. В основе авторского подхода лежит концептуальное видение исторического развития святоотеческой мысли как единого целого. Каждая представленная тема, посвящённая какому-либо из выдающихся отцов и учителей Церкви, отображает наиболее яркие, характерные черты их творчества.

Пособие ориентировано на изучение святоотеческих текстов и содержит обширную хрестоматию в качестве приложения. Тематический материал позволяет быстро переходить от учебного раздела к соответствующему тексту хрестоматии.

Учебное пособие адресовано преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также читателям, интересующимся вопросами исторического развития церковной мысли.  

Содержание

1. Предмет патрологии: отцы и учителя Церкви

1.1. Что такое патрология? Общее понятие о предмете

1.2. Отцы и учителя Церкви — начальное «звено» предметной области патрологии

1.3. Понятие о духовном отечестве. «Отцы», «святые отцы», «отцы Церкви»

1.4. Учителя Церкви

1.5. Подведение итогов темы

1.6. Понятие об отцах Церкви в православной и в «западной» (римо-католической, протестантской) церковной науке; их отличия

1.7. Важность точного понимания предмета патрологии

2. Предмет патрологии: тенденции и школы 

2.1. Почему патрология не ограничивается изучением персоналий?

2.2. Богословские тенденции, течения, школы

2.2.1. Богословские школы — место «встречи» личности и Предания

2.2.2. Школа как направление мысли и как институт

2.2.3. Богословская школа как возможность проявления святости или порока

2.3. Характеристика основных направлений богословской мысли

2.3.1. «Запад» и «Восток»: география

2.4. Основные особенности двух типов богословского мышления

2.5. Богословские школы

3. Предмет патрологии: Предание в истории

3.1. Что есть Предание?

3.2. Предание Церкви как единое целое

3.2.1. Единство и многообразие Предания

3.2.2. Исторический рост Предания

3.2.3. Общие закономерности исторического развития  богословия

3.2.4. Апофатический и катафатический элементы исторического развития богословия

3.3. Определение патрологии

3.4. Уникальность патрологии в кругу богословских наук

3.5. Краткая периодизация святоотеческой мысли

4. Метод патрологии 

4.1. Историко-критический метод

4.2. Историческое развитие патрологического метода

4.3. Универсальные особенности святоотеческого метода работы с текстами

4.3.1. Consensus patrum: согласие отцов

4.3.2. Акценты, разногласия, ереси

4.3.3. Язык: сочетание старого и нового

4.3.4. Предание как предмет патрологии и патрология как часть Предания

4.3.5. Целеполагание

4.3.6. Подведение итогов

5. Общая характеристика периода мужей апостольских

5.1. Общие сведения о периоде и хронология

5.2. Задачи, стоящие перед Церковью в этот период

5.3. Каковы связь, преемство и отличие по сравнению с апостольским периодом?

5.4. Персоналии

5.5. Богословие мужей апостольских: общие тенденции

5.5.1. Нравственная тематика

5.5.2. Христология

5.5.3. Экклезиология

6. Дидахи

6.1. Цель написания и жанр

6.2. Почему произведение называется Дидахи?

6.3. Вопрос авторства и датировки

6.4. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви

6.5. Особенности стиля, метода и языка

6.6. Структура произведения

6.7. Важные особенности богословия

7. «Пастырь» Ерма

7.1. Сведения об авторе

7.2. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви

7.3. Цель произведения

7.4. Жанр произведения

7.5. Структура произведения

7.6. Главные особенности богословия

7.6.1. Богословие покаяния

7.6.2. Экклезиология

7.6.3. Христология

8. Священномученик Игнатий Антиохийский

8.1. Сведения о жизни

8.2. Почему святой Игнатий именуется Богоносцем?

8.3. Творения

8.4. Богословие

8.4.1. Христология

8.4.2. Жизнь со Христом

8.4.3. Экклезиология

8.4.4. Учение о Евхаристии

9. Общая характеристика периода апологетов

9.1. Общие сведения о периоде и хронология

9.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период

9.3. Что защищали и что не защищали апологеты?

9.4. Персоналии

9.5. Краткая история периода

9.6. Виды церковной письменности эпохи апологетов

9.7. Методы апологетов

9.7.1. Использование языка, понятий и образов античного мира

9.7.2. Богословская икономия и акривия — два акцента в диалоге апологетов с языческим миром

9.8. Богословие апологетов: общие тенденции

10. Святой Иустин Мученик

10.1. Сведения о жизни

10.2. Творения

10.3. Важные особенности богословия

10.3.1. Учение о Логосе

10.3.2. Слово и дело

10.3.3. Тематика подражания

10.3.4. Тематика «введения в догматическое богословие»

10.3.5. «Катехизическая» тематика

11. Священноисповедник Феофил Антиохийский

11.1. Сведения о жизни

11.2. Творения

11.3. Важные особенности богословия

11.3.1. Учение о богопознании

11.3.2. Учение о Предании

11.3.3. Троица

11.3.4. «Богословская акривия» как акцент мысли апологета в его синергийной и экклезиологической оценке внешнего мира

12. Марк Минуций Феликс

12.1. Сведения о жизни

12.2. Характеристика апологии «Октавий»

12.2.1. Первый прием автора: сила и убедительность языческой аргументации

12.2.2. Второй прием автора: обвинения язычников есть обвинения самих себя

12.3. Богословие «Октавия»

12.3.1. Апофатика произведения

13. Святитель Мелитон Сардийский

13.1. Сведения о жизни

13.2. Творения

13.3. Особенности апологетического богословия

13.4. Особенности богословия (на примере гомилии «О Пасхе»)

13.5. Христос, «Который есть все»

13.5.1. Тема образа и реальности

13.5.2. Тема смерти падшего человека

14. Священномученик Ириней Лионский

14.1. Сведения о жизни

14.2. Творения

14.2.1. Гностицизм и борьба с ним святого Иринея

14.3. Важнейшие особенности богословия

14.3.1. Сотериология

14.3.2. Учение о Предании

14.3.3. Предзарождение троической проблематики

14.3.4. Между Западом и Востоком

15. Общая характеристика периода III века — эпохи становления систематического богословия

15.1. Что изменилось к началу III века?

15.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период

15.2.1. Активная миссия

15.2.2. Осмысление значения внутритроического бытия для человека

15.2.3. Персоналии

15.2.4. Краткая история периода

15.3. Богословие периода: общие тенденции

15.3.1. Триадология

15.3.2. Протология, сотериология, эсхатология

15.3.3. Зарождение тематики аскетического богословия

16. Тертуллиан

16.1. Сведения о жизни

16.2. Значение для Церкви творчества Тертуллиана

16.3. Творения

16.4. Важные особенности богословия

16.4.1. Триадология: субординационизм Тертуллиана

16.4.2. Учение о Предании и экклезиология

16.4.3. Учение о богопознании

16.4.4. Монтанизм Тертуллиана

17. Священномученик Киприан Карфагенский

17.1. Сведения о жизни

17.2. Творения

17.3. Особенности богословия

17.3.1. Грани экклезиологии святого Киприана: святое наследие и ошибка

17.3.2. Достояние Церкви: жизнь во Христе

17.3.3. Учение о единстве Церкви

17.3.4. Радикальные стороны экклезиологии свщмч. Киприана

18. Появление систематической экзегезы в первой половине III века

18.1. Несистематический характер экзегезы в I – начале III веков

18.2. Коренное изменение ситуации в 20–40-е годы III века

18.3. «Гекзаплы» и значение этого труда для богословской науки ранней Церкви

19. Священномученик Ипполит Римский

19.1. Сведения о жизни

19.2. Творения

19.3. Особенности богословия (на примере сочинения «О Христе и антихристе»)

20. Климент Александрийский

20.1. Сведения о жизни

20.2. Творения

20.3. Богословский историзм как важнейшая особенность богословия Климента

20.3.1. Путь отдельного человека к Богу

20.3.2. Интеллектуализм духовного пути — ошибка Климента

20.3.3. Исторический путь собирания человечества

20.3.4. Отношение Климента к богопротивлению софистики и ересей

21. Ориген

21.1. Сведения о жизни Оригена

21.2. Двойственное значение Оригена для истории Церкви

21.2.1. Аскетизм Оригена и его связь с богословием

21.3. Творения

21.3.1. Причина возникновения систематического богословия у Оригена

21.4. Главные аспекты богословской проблематики Оригена

21.4.1. Триадология: субординационизм Оригена

21.4.2. Протология, сотериология и эсхатология

22. Святые ученики Оригена

22.1. Две группы учеников Оригена

22.2. Святитель Дионисий Александрийский (Великий)

22.2.1. Сведения о жизни

22.3. Святитель Григорий Неокесарийский (Великий, Чудотворец)

22.3.1. Сведения о жизни

22.4. Значение богословия и труды святых Дионисия и Григория

22.5. Первые триадологические ереси

22.5.1. Модализм (савеллианство)

22.5.2. Динамизм (ересь Павла Самосатского)

23. Священномученик Мефодий Патарский

23.1. Сведения о жизни

23.2. Творения

23.3. Важнейшие особенности богословия

23.3.1. Аскетическая тематика

23.3.2. Богословский историзм св. Мефодия

23.3.3. «Маленькая священная история» отдельного человека

23.3.4. Богословие свободы

23.4. Общее заключение

Приложение 1

Приложение 2

Хрестоматия

Дидахи. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов

Глава 1. Два пути

Глава 2. Жизнь по Евангелию

Глава 3. Чего избегать

Глава 4. Путь жизнь

Глава 5. Путь смерти

Глава 6. Бодрствуй над собой

Глава 7. Крещение водой

Глава 8. Молитва и пост

Глава 9. Причащение

Глава 10. Благодарение

Глава 11. Берегитесь лжеучителей

Глава 12. Странствующие проповедники

Глава 13. О пророках

Глава 14. Воскресный день

Глава 15. Служители Господни

Глава 16. Ожидание грядущего Господа

«Пастырь» Ерма

Книга 1. Видения

Книга 2. Заповеди

Книга 3. Подобия

Священномученик Игнатий Антиохийский

Послание к ефесянам

Послание к магнезийцам

Послание к траллийцам

Послание к римлянам

Послание к филадельфийцам

Послание к смирнянам

Послание к Поликарпу

Святой Иустин Мученик

Апология первая

Апология вторая, представленная в пользу христиан римскому сенату

Священноисповедник Феофил Антиохийский

Послание к Автолику (в сокращении)

Книга I

Книга II

Книга III

Марк Минуций Феликс

Октавий (в сокращении)

Святитель Мелитон Сардийский

О Пасхе

Священномученик Ириней Лионский

Против ересей (в сокращении)

Книга третья

Книга четвертая

Книга пятая

Тертуллиан

О прескрипции против еретиков (в сокращении)

Священномученик Киприан Карфагенский

О падших

О единстве Церкви

Священномученик Ипполит Римский

О Христе и антихристе (в сокращении)

Климент Александрийский

Строматы (в сокращении)

Книга первая

Книга вторая

Книга пятая

Книга шестая

Книга седьмая

Священномученик Мефодий Патарский

Пир десяти дев, или О девстве (в сокращении)

Речь I. Маркелла

Речь II. Феофила

Речь III. Фалия

Речь V. Фаллуса

Речь VI. Агафа

Речь VII. Прокилла

Речь VIII. Фекла

Речь IX. Тисиана

Речь XI. Арета